понедельник, 29 ноября 2010 г.

Фамилия моего папы на обелиске

Когда началась война мне было 5 лет. Папу забрали на фронт, а мы жили с мамой в Каневской, в доме у парка, где сейчас Вечный огонь.Не думала я и не гадала, что когда-то увижу на обелиске, что рядом с ним- самое дорогое мне имя-Адамов А.А. Когда папа погиб, ему было 35 лет.
Вспоминаю, как мы выживали с мамой в военные годы и не могу удержаться от слез. Детская память самая цепкая. Помню на рынке в Каневской, он тогда был рядом с нашим домом. Стоял верблюд и жевал зерно.А я была всегда голодная и так хотела взять у него хоть немного зерна. Подошла, а он как плюнет мне в лицо, так я света белого не взвидела.
Вместе с детьми ходила на «загреблю» , в поле собирать колоски, которые у нас нередко отнимал охранник. Часто мы ходили и в парк, где старались найти какую-нибудь съедобную травку. А еще лазали по деревьям, обрывая шелковицу. Мы- дети , росшие в годы войны, хорошо знаем, что такое волдыри на детских ручонках, когда толчешь ступкой зерно на кашу.
Мама допоздна работала в поле, а затем вместе со всеми собирала оставшуюся от копки свеклу или картофелины.
Как сейчас вижу, как мы с мамой ходили на мельницу, чтобы помолоть ведро пшеницы, с которого мельник обязательно брал себе баночку.
Помню я хорошо и свои детские слезы по поводу того, как впервые увидела в Каневской молодых дядечек, уже отвоевавших свое, сидевших без обоих ног на деревянных колясочках. Мне было их так жалко!
И хорошо помню слезы матери, лившиеся ручьем на маленький конверт-треугольник. Это была та самая похоронка, получить которую так боялись в каждой семье.
….Но потом у нас был и первый день Победы, долгожданной, но и горький от потерь.Были затем напряженные трудовые будни, та повседневная трудовая жизнь, ради которой положили головы мой отец и миллионы фронтовиков нашей Родины. И как же были дружны люди, отстраивающие эту мирную жизнь! Они активно строились, радовались своим трудовым победам, рождению своих детей, ясному мирному небу. Я, к примеру,хоть мне сейчас уже за 70,прекрасно помню родильную палату сарой больницы Каневской, где появились на свет мои дети- Сережа, Женя и Анюта.
И так хочется закончить это свое повествование в канун 65-летия Победы мудрыми словами известной нам всем песни « Всем тем, которых забывать нельзя, поклонимся, поклонимся, друзья»
Адамова З.  Коренная каневчанка .
Фото Матвеева И.

Каневские зори,8 мая 2010 г.

1 комментарий: