понедельник, 5 апреля 2010 г.

Святной Василий

Судьба Василия Святного



Призвали каневчанина Василия Святного в ряды Красной Армии в 1939 году. Попал служить в войсковую часть, которая находилась в городе Могилеве-Подольском (Винницкая область). В те годы уже шла война с белофиннами на Карельском перешейке, куда его направили как боевого водителя. Он получил полуторку, в кузове которой находилась стационарная пулеметно-зенитная установка.
В первый свой бой молодой каневчанин вступил под Выборгом, отбивая атаки финской авиации. Сильно досаждали нашим войскам и вражеские снайперы, прозванные «кукушками», но им тоже доставалось от нашего земляка, испытавшего мощь советской зенитной техники на наземных целях. После окончания советско-финляндской войны 20 марта 1940 года вернулся младший сержант В.Святной в свою родную часть на Украину.
В те годы шло укрепление новой государственной границы, после включения Западной Белоруссии и Западной Украины в состав СССР. Тогда и почувствовал Василий — новая беда грозит Родине с запада. Вся страна пела песню «Если завтра война», и, несмотря на договор с Германией о ненападении, шли на западную границу эшелоны с войсками и боевой техникой. В мае 1940 года советские войска вошли в Бессарабию. 508-й стрелковый полк, где служил В.Святной, был направлен на выполнение боевой задачи в составе этих сил. До самого начала Великой Отечественной войны их часть дислоцировалась в Молдавии.
22 июня 1941 г. полк был поднят по тревоге.оне станицы Герейлово (Украина). Наши воины сражались самоотверженно, буквально за каждый метр родной земли. Героически держали оборону пулеметчики под командованием каневчанина сержанта Александра Гриня. Они уничтожили большое количество вражеской пехоты, но сам командир пал смертью храбрых от пули снайпера.
 Вначале успешно отражали атаки румынских войск, но с появлением на фронте частей вермахта, более боеспособных и значительно лучше технически оснащенных, стали отходить на восток. Крупное сражение, в котором участвовал наш земляк, произошло тогда в рай
В районе крупного железнодорожного узла — станции Сенявской — полк попал в окружение. Уже на закате, двигаясь на полуторке на восток, к своим, В.Святной увидел, что кто-то прыгнул на ходу на подножку возле водительской двери его автомобиля.
Внезапно, буквально перед носом, возникло дуло немецкого пистолета, резкая команда «НаИ! (стой!)». Василий вышел из машины, перед ним стояли немцы. Так он оказался в колонне военнопленных.
Во время привала Василий заметил, что часовой, который их охранял, часто отвлекался, тогда у него возникла мысль о побеге. Поздней ночью, осмотревшись по сторонам, — кое-где горящие скирды сена освещали степь, а вдали темнела полоса деревьев — В.Святной осторожно перебрался подальше от охраны и, сорвавшись с места, исчез в темноте.
Ориентируясь по звездам, обходя населенные пункты, пробрался беглец на северо-восток, где, по его предположениям, должны были находиться, части Красной Армии. В скором.времени его остановил крик: «Стой, кто идет!» — и щелканье затвора нашей трехлинейки. Как оказалось, Василий вышел к одному из подразделений своего полка. Сослуживцам он рассказал историю своего пленения и побега. Тогда он услышал совет одного опытного бойца: «Никому не говори, что тебя брали в плен. Иначе арестуют свои».
Полк выходил из окружения. В одном из боев Василий захватил немецкий легковой автомобиль «Мерседес-Бенц», но под Игнатьевкой (Херсонская область) его ранило осколками снаряда. Очнувшись, Святной увидел перед собой лицо незнакомого красноармейца. Тот поднимал его и говорил: «Вставай, браток, кто не держится на ногах — немцы добивают». Так Василий Святной снова оказался в плену. В лагере, под Мариуполем, встретил земляка-каневчанина Ивана Завалия. С ним вдвоем они, спустя некоторое время, сбежали.
Потом скрывались в греческом селе Большая Янисоль. Красноармейцы решили отдохнуть, набраться сил, чтобы потом пробираться к своим.
В феврале 1942 года кто-то из сельчан убил немецкого солдата. Фашисты окружили село, все мужчины были задержаны. Староста выдал беглых военнопленных, иначе 100 жителей села подлежали расстрелу.
Однажды, находясь в плену, Василий услышал знакомый голос Кто-то окликнул его по-немецки. Перед его глазами стоял унтер-офицер, которому он когда-то спас жизнь...
...В августе 1941 года в расположении наших частей случайно оказался немец, который заблудился в незнакомой местности. Василию было приказано его расстрелять, однако он вывел военнопленного за околицу села и, сказав до смерти напуганному фрицу: «Их «пух» нихт! (я не стреляю!)», отпустил. Жалко стало убивать безоружного, не зверь же советский солдат!
И вот теперь этот немец помог Василию: сделал ему аусвайс (удостоверение личности), дал теплую одежду и шнапс. Такие невероятные случаи бывали на войне!
С надежным немецким документом Василий свободно передвигался По оккупированной территории. К концу 1942 года он был уже в Каневской. В нашей станице действовала группа подпольщиков-коммунистов. Василию посоветовали поступить на службу в местную полицию, чтобы сообщать своим о всвх планах гитлеровцев и их пособников. Но отчим Василия категорически запретил ему делать это, иначе — как честному народу в глаза смотреть. Полицай — значит предатель!
3 февраля 1943 года Каневскую освободила Красная Армия. Василий Святной был мобилизован в ряды РККА, направлен на фронт. Штурмовал фашистскую «Голубую линию».
10 сентября 1943 года был тяжело ранен в бою. Целый год лечился в госпиталях, а в 1944 году был демобилизован по ранению.
Пройдя суровую школу жизни, познав тяготы и ужас военной судьбы, испытав мучения вражеского плена, В.С. Святной желает молодому поколению российских воинов добросовестно изучать военную науку. А лучше, чтобы эти знания не пригодились на практике.



Константин БАНДИН,10 канал.

Комментариев нет:

Отправить комментарий