В ГОДЫ Великой Отечественной войны солдаты и офицеры Советской армии, проявившие мужество и героизм на полях сражений, за свои подвиги были награждены боевыми орденами и медалями, некоторые посмертно. Но, к сожалению, отдельные фронтовики по разным причинам не смогли получить заслуженных наград: кто-то попал в госпиталь с равнением, кого-то перевели в другую часть, ведь на войне переформирование - обычное дело. В год 60-летия Великой Победы, согласно вышедшему в Министерстве -обороны России приказу, всех ветеранов, представленных в 1941 - 1945 годах к орденам и медалям СССР, разыскали через военные комиссариаты и вручили им боевые награды. 4 апреля 2005 года медаль «За отвагу» получил каневчанин Николай Антонович Смола, в годы войны гвардии старший сержант 30-го отдельного гвардейского сапёрного батальона.
Ныне скромный пенсионер о своих боевых заслугах вспоминать не любит. Говорит, что воевал как все, а о том, что. у него эта медаль «За отвагу» вторая, знают только близкие ему люди.
Его призвали незадолго до начала Великой Отечественной войны -25 мая 1941 года. Жил он в ту пору в Казахстане. Попал служить в 198-й стрелковый полк. Там постигал он азы военного дела. Учился метко стрелять, как наставлял бойцов Красной армии маршал Клим Ворошилов.
Занимался строевой подготовкой, ведь говорят, что каков в строю- таков в бою. А также обучался другим премудростям науки побеждать. Командирам нравился старательный боец, поэтому его выдвинули в младший комсостав. Сначала Николай Антонович был назначен командиром отделения, а затем стал и помощником командира взвода.
На фронте Н.А. Смола оказался в январе 1942 года, после того, как наша армия нанесла сокрушительный удар по врагу под Москвой, отбросив его от столицы на сотни километров. Поэтому красноармейцы, особенно ровесники молодого командира, думали о быстром окончании войны. Но, оказавшись в условиях реальной боевой обстановки, ребята поняли, что путь к победе будет нелёгок и нескор.
Вскоре сержант Смола принял отделение разведки в составе 30-й отдельной разведроты. Он и его подчинённые неоднократно ходили за линию фронта: приносили командованию сведения о расположении вражеских войск, доставляли «языков», проводили диверсии во вражеском тылу. В разведке получил Н.А. Смола свою первую боевую награду - медаль «За отвагу». Од¬нажды во время боевого задания разведчики попали во вражескую засаду. Николай Антонович был ранен, но смог самостоятельно доползти до своих. Буквально за несколько десятков метров до наших окопов сержант Смола потерял сознание. Его обнаружили и доставили в госпиталь.
На фронте старший сержант Н.А. Смола был до июня 1944 года, потом после госпиталя его направили служить в одну из тыловых частей.
- Во время войны меня покидало по разным воинским частям и по госпиталям, - вспоминает ветеран. - Последней из них был 30-й отдельный гвардейский сапёрный батальон, где я состоял на должности помощника командира взвода в первой роте. Знаю, что командование представляло меня к наградам, но, когда я служил в отдельной разведроте, меня, оказывается, представили ещё к одной медали «За отвагу», которую я не получил, потому что лечился после ранения.
Остаётся только порадоваться, что награда нашла героя. Когда я попросил ветерана надеть свой парадный костюм, чтобы сфотографировать его с новой боевой наградой, Николай Антонович появился в пиджаке, на котором кроме боевых наград висел ещё и орден Трудового Красного Знамени! Его он заслужил за многолетний и добросовестный труд на железной дороге. А ведь говорят, что из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд. И если человек герой на войне, значит он и великий труженник.
Константин Бандин. Дважды отважный. 10- й канал. 22 апреля 2005 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий