КОГДА началась Великая Отечественная война, Михаил Иванович Волков находился в городе Оха (Сахалинская обл.), а было ему в ту пору пятнадцать лет.
Страна зажила по законам военного времени, люди внимательно слушали фронтовые сводки, но они с каждым месяцем становились всё более удручающими. Враг рвался к столице нашей Родины. Казалось, что остановить бронетанковые колонны захватчиков невозможно. И разгоралась в сердце юного Михаила лютая ненависть к фшистам, особенно, когда узнал, что творит агрессор на захваченной территорту подземных скважин. Специалистам нефтепромыслов, кроме разнорабочих, полагалась бронь. Шансов попасть на фронт у Михаила не было никаких.
Однако на призывной комиссии юноша схитрил, сказал, что он разнорабочий на 4-м участке нефтепромысла, и, к огорчению родных, был зачислен в команду, которую направляли в одно из учебных стрелковых подразделений.
Так в декабре 1943 года Михаил Волков стал бойцом Красной Армии.
Старательно постигал военное дело, научился метко стрелять, за это был определён командованием в группу снайперов. После завершения учёбы в июне 1944 года направлен в четвёртый батальон 5-й стрелковой бригады, которая находилась на границе раздела Сахалина на советскую (северную) и японскую (южную) зоны. Это разделение произошло после победы Японии над царской Россией в войне 1904 - 1905 годов.
- Мы все рвались на фронт, но замполит объяснил, что защита дальневосточных рубежей Родины является главной боевой задачей нашей бригады, - рассказывает ветеран. - На сопредельной территории находились войска империалистической Японии, готовые в любой момент напасть. А кто будет отражать агрессию? Поэтому наш фронт проходил здесь!
После завершения боевых действий с гитлеровским рехом военнослужащих 5-й стрелковой бригады всё-таки наградили медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
- 9 августа 1945 года мы пошли в наступление на японские позиции, - вспоминает Михаил Иванович. - Мы ещё раз убедились, что против нас воюет сильный и коварный враг. Японцы укрепили свои рубежи долговременными огневыми точками, в которых держали оборону воины-смертники. В районе посёлка Победного (как он назывался по-японски, не помню) нам удалось вклиниться вглубь обороны противника, однако вскоре мы попали под перекрёстный огонь.
Оказывается, японцы заранее просчитали направления возможных ударов Красной Армии , рельеф в этих местах сложный, поэтому возможности манёвра были ограничены. Углубившись в японскую оборону, красноармейцы попали в ловушку, которую подготовили для них самураи.
- В этом бою полегла практически половина личного состава нашего батальона. С одной стороны над нами возвышались сопки, с вершин которых по нам били пулемёты, а с другой - непроходимое болото. Это был самый кровавый бой за всю мою военную биографию. После того, как мы опрокинули самураев и двинулись на юг, они огрызались, но таких кровопролитных боёв больше не было. К концу августа мы уже стояли на берегу Японского моря. Сахалин был наш!
Зная, что Красная Армия всегда добивает врага в его же собственном логове, бойцы готовились к десантной операции на японский остров Хоккайдо, уже были освобождены Курильские острова. Но с капитуляцией империалистической Японии 2 сентября 1945 года боевые действия на Дальнем Востоке прекратились.
Тогда красноармейцу Волкову не было и двадцати лет, ныне уже под восемьдесят, но события той войны всё ещё свежи в памяти! Никогда не забудет ветеран долгожданный плеск волн Японского моря, куда он и его товарищи пробивались с боями, чтобы очистить нашу землю от захватчиков и погасить последний очаг Второй мировой войны.
Константин Бандин..В боях за остров Сахалин .Каневские зори 18 ноября 2005 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий