Каневчанин Илья Павлович Джунь воевал в составе 35-го артиллерийского истребительного батальона 37-й артиллерийской дивизии в армии под командованием В. И. Чуйкова.
" Пороху пришлось понюхать достаточно"-,вспоминает ветеран.Сталинградская битва, бои за Запорожье, Николаев, Одессу, форсирование Днестра. В этих местах бои были очень жестокие— из всего артиллерийского дивизиона в живых осталось одиннадцать человек, которых передали позже в 118-й полк этой же, 37-й дивизии. И двинулись бойцы на запад, вступили в Румынию, участвовали в Яссо-Кишиневской группировке. Дальше была Польша.
Не дойдя 50 километров до столицы Польши, войска первого августа 1944 года форсировали Вислу и заняли плацдарм.
— Фашисты думали, что мы пойдем на Варшаву, —говорит Илья Павлович.—А мы укрепились недалеко от нее, создав коридор на полтора километра вглубь и два километра вширь. Целый месяц удерживали этот плацдарм.Приходилось быть и заряжающим, и наводчиком, и командиром орудия.
14 января 1945 года дивизия, в которой воевал кубанец И. Джунь, пошла в наступление. Войска Первого Белорусского фронта, которым командовал легендарный полководец Маршал Советского Союза Г. К. Жуков, прорвали оборону и двинулись дальше. И вот уже пройдена Польша, и наши войска вступили в Германию. 1 февраля 1945 года советские войска форсировали Одер и две недели стояли на занятом плацдарме. Во время этих боев артиллерист И. Джунь в который раз был ранен. 12 апреля вышел из госпиталя и вновь в бой.
15 апреля войска снова перешли в наступление, но сразу оно не получилось. Тогда выручила солдатская смекалка и находчивость. На линии начали стягивать прожектора (об этом написано в учебниках истории.)Их устанавливали по 190 штук на одном километре, кроме этого, на этой же площади помещали по 180 орудийных стволов.
— Стрельба стояла такая,—вспоминает ветеран,что стволы краснели, немцы не выдержали натиска. Наши войска двинулись в сторону Берлина. Впереди шли тральщики. Они ликвидировали мины, потом двигались войска. 22 апреля армия В. И. Чуйкова была уже под Берлином, а 25 апреля центр фашистского логова был окружен.
Советским солдатам приходилось воевать за каждый квартал города. Очень вредили фаустпатронщики. Это были в основном подростки, но урон наносили серьезный. Стреляли из-за угла дома, из окон. Но войска продвигались вперед. И вот уже они у Бранденбургских ворот. Отступающие немцы прятались в метро, их преследовали. И. П. Джунь в этой перестрелке сильно обожгло фаустпатроном руку, лицо. Снова госпиталь. За бои под Берлином храбрый солдат с Кубани был награжден орденом Славы I I I степени. Только в декабре 1945 года вернулся в родную Каневскую. На гимнастерке красовались боевые награды: орден Славы III степени, орден Отечественной войны
II степени, медали «За отвагу», «За взятие Одессы», «За взятие Берлина».
Каневчанин И. П. Джунь прошагал простым солдатом от Кубани до Берлина. О его его боевые награды, а еще остались ранения и контузия.
А потом начался мирный труд.
И П. Джунь работал в сельпо, райгазе. В 1973 году ушел на заслуженный отдых. Возился на приусадебном участке, ухаживал за пчелами. Помогал сыну и дочери. Когда .стало хуже со здоровьем, все ульи продал хорошему человеку, а тот в свою очередь подарил ветерану несколько луковиц тюльпанов.
Посадил их Илья Павлович на том месте, где стояли ульи и, видно, добрая душа у покупателя. С тех пор вот уже несколько лет каждую весну расцветают эти тюльпаны, радуя глаз ветерана и прохожих. Цветы весны, цветы мая, цветы Победы.
Д. ДЖУРА.Цветы победы.
Каневские зори. 8 мая 1995 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий