вторник, 16 марта 2010 г.

Романчев Иван Михайлович

Сколько лет уже прошло после войны, а штурм школы в небольшом белорусском горолке Ивану Михайловичу не забыть. Комбата ранило, и командование на себя взял друг Ивана - Саша Соловьев. Немецкие минометчики находились за стеной школы и строчили без передышки. Одно движение -и в ответ шквал огня. Но полку было приказано взять эту школу.
 Саша - настоящий герой. - с грустью вспоминает фронтовик. - В первых рядах он отважно сражался с немцами. Ему перебило обе ноги. Я на плечах вынес друга с поля боя. Больше Саша не воевал, вернулся домой, в Москву. Он стал хорошим архитектором, не раз приглашал меня в гости, сделал мою скульптуру в память о боевых днях.
Давно закончилась война, но товарищей-однополчан, жестокие бои не забыть фронтовикам никогда. Каневчанин Иван Михайлович Романчев воспоминания о войне хранит свято - у него бережно собраны все фронтовые снимки, благодарности от Сталина и боевые награды: орден Отечественной войны 11-й степени, три ордена Красной Звезды и медаль «За отвагу». В мае 40-го, когда душистые акации стояли в цвету, и зелень, отсвечивая солнечными бликами, слепила глаза, Ивана Романчева провожали в армию.
Его призвали в авиационные войска в Евпаторию. Вскорости эскадрилью перебросили под Севастополь. Там, на полевом аэродроме, будущие летчики учились летать и бомбить. Иван обслуживал самолеты, готовил их к вылету. - Техника была укутана тканью, -вспоминает фронтовик, - истребители обтягивали парка-лью - это обычный материал, пропитанный особым составом, который придавал прочность.
22 июня в 4 утра немцы стали бомбить Севастополь. В первый день войны солдат Иван Романчев потерял многих своих армейских товарищей. Несколько снарядов упало и на их полевойаэродром. Командование дало приказ: «Спасать самолеты!».
И под обстрелами врага молоденькие солдаты маскировали свои истребители, спешно рыли земляные укрытия. На вторую ночь войны они были уже подготовлены к «встрече» с немцами: всюду установили противовоздушные орудия, а корабли в бухте Севастополя прикрывали город с моря.
Потом роту Романчева перебросили в Мариуполь для охраны эвакуированных металлургических заводов.
Фронтовые пути-дороги привели Ивана Михайловича в Ново
российск, в 1-ю морскую особую бригаду, которой был дан приказ прикрывать Волчьи ворота с моря. В декабре 42-го солдат получил ранение. Из госпиталя дали назначение в Кав¬казский 217-й запасной стрелковый полк, где раз¬мещался учебный батальон, но пробыл он там недолго.
Свою первую Красную Звезду Иван Михайлович получил за форсирование и взятие плацдарма под Киевом, вторую - за освобождение Киева. Третья Звезда засияла на его гимнастерке, когда освободили Владимир-Волынск в Западной Украине. Бои развернулись жесточайшие, но не было разрушено ни одного домика, ни одного памятника архитектуры, а ведь в этом городе находились постройки XII - XVI веков.
Орден Отечественной войны II-й степени Иван Михайлович получил при взятии г. Бреслау. Второй батальон попал в окружение. И перед Романчевым поставили задачу: вывести батальон из окружения. Немецкие пулеметчики-простреливали весь двор.
- В подвале сидели в основном женщины-связистки, и оставлять их в беде было не по-мужски, - рассказывает фронтовик. - Я бросил гранату в сторону врага и подполз к подвалу. А радистки подумали, что я за собой привел немцев и очень испугались. Говорили, что как только открою дверь, они бросят гранату. Времени - в обрез, но пришлось долго убеждать их, что я - свой. Я вел их между развалинами, деревьями. С тяжелыми катушками девушки пробирались следом. Без потерь батальон вышел из окружения, и командование представило меня к ордену.
- А где вы встретили День Победы? - интересуюсь я.
- В Бреслау. Немцы отчаянно сопротивлялись до 11 мая.А потом - капитулировали. Когда командир объявил: «Победа!», счастью не было конца. Мы отправились на самую длинную улицу города - в 5-6 километров, где находились немецкие склады продовольствия. Но не тут-то было. С ружьями у складских помещений стояли поляки. «Это наше», -сказали они. - «Мы воевали, а это ваше?!» - удивились русские солдаты и направили на них два танка. Так что столы наши в честь Победы ломились от яств.
Это был большой праздник для всех. Все радовались, что разгромили врага и думали о скорейшем возвращении домой, к родным и близким.
Ю. Симоненко
На фото: на развалинах
Бреслау; друзья-однополчане.
Каневские зори 21 февраля 2006 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий