суббота, 27 марта 2010 г.

Чуприна Михаил Герасимович

   Старая фотография 
Как-то раз я приехал в Челбасскую вместе с председателем комитета ветеранов войны и военной службы В.А. Плотниковым. Он навещал участников Великой Отечественной войны, а я готовил материал про одного из жителей станицы.
Так получилось, что человек, которого мы ждали, задерживался. Поэтому Виталий Александрович предложил зайти в музей, расположенный в Доме культуры. Мы подня-лись на второй этаж, но нам не повезло, помещения музея ремонтировались.
Кругом были следы ремонтных работ, а воздух был насыщен запахами краски и свежей побелки. Нетронутым оставалось только одно помещение, где экспонировались предметы кубанского быта прошлого века. Мы с большим интересом стали рассматривать эту экс-позицию. Я даже порадовался, что предметы старины находятся в прекрасном «рабочем» состоянии. А созданный интерьер так великолепно передавал обстановку дома наших предков, что посетитель невольно забывал, что находится в большом и светлом современном здании, и его мысли уносились в далёкую старину.
Вдруг в поле моего зрения попала фотография, висевшая в рамке на стене. Точно такая же есть у меня в домашнем архиве.

На ней три красноармейца, если судить по шашкам – кавалеристы. Среди них мой дед, отец моей матери – Михаил Герасимович Чуприна!(в центре).  Фотография из музея была в гораздо лучшем состоянии, чем та, которая есть у меня. Это прежде всего оттого, что во время немецкой оккупации Каневской в 1942 – 1943 году моя бабушка была вынуждена прятать её, чтобы не навлечь беду на себя, троих малолетних детей (старшему было пять, а самой младшей два годика) и своего престарелого отца.
Я спросил у работников музея, кто на этой фотографии, они назвали фамилии, имена и отчества двоих.
– А о красноармейце в центре фотографии нам ничего не известно…...
– Это мой дед,– сказал я им. – У меня дома есть точно такая же фотография.
В книге памяти Каневского района есть запись, что сержант Михаил Герасимович Чуприна пропал без вести в апреле 1943 года. То же самое было написано на похоронке, которую получила бабушка в 1943 году. Больше никаких сведений о нём у нас нет.
Ещё будучи школьником, я пытался выяснить обстоятельства гибели деда, спрашивал у родственников, но безуспешно. Пропал без вести – таков был ответ. Однако работники челбасского музея сообщили мне, что один из героев фотографии дожил до конца девяностых годов! Вот бы кого расспросить! Но всю информацию он унёс с собой, как говорят, в мир иной. Если бы знать о нём несколькими годами раньше. Поэтому мне хотелось бы обратиться ко всем, кто располагает хоть какими-то сведениями о красноармейцах с публикуемой нами фотографии, напишите в редакцию.
 Константин БАНДИН

10 канал 20 января 2007 г. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий