понедельник, 29 марта 2010 г.

Лекарчук Василий Николаевич

МАТРОС С КРЕЙСЕРА «ВОРОШИЛОВ»



Ратный подвиг советских военных моряков черноморцев является одной из славных страниц истории Великой Отечественной войны. Многие из них удостоены высоких наград нашей Родины, на их примерах воспитывалось не одно поколение защитников морских рубежей страны. Но есть среди каневских ветеранов Военно-морского флота человек, удостоенный уникальной награды – ордена Сталина.
Это Василий Николаевич Лекарчук
Моряком он стал, как говорят, волею судьбы. Рос в многодетной семье, родители работали учителями, оттого и силён был его интерес к знаниям, уважение к образованию прививалось с раннего возраста. Поэтому поступил шестилетним сразу во второй класс. Накануне войны успешно закончил среднюю школу в городе Казатине (Винницкая обл.).
Ранним утром 22 июня 1941 года гуляющие выпускники услышали страшный грохот. Немецкая авиация бомбила их родной город, в воздухе запахло гарью, а в сердце Василия Лекарчука возникло чувство тревоги за себя, за своих близких, за всю страну, на которую напал жестокий враг.
Отец твёрдо решил: отправить сына, которому было пятнадцать лет от роду, вместе с дочкой и зятем на Дальний Восток.
– Моя сестра и её муж были военными медиками, – рассказывает Василий Николаевич. – Мы втроём выехали к месту их службы, мне очень не хотелось покидать родные края, но отец настоял. Этим своим решением он спас меня, мои родные были все уничтожены оккупантами.
В конце июля 1941 года родственников направили на фронт, юноша остался один в их квартире в военном городке. Война затягивалась, ожидание родных стало невыносимым. 
Но нашёлся в гарнизоне человек, который обратил внимание на компанию хлопцев непризывного возраста, фактически предоставленных самим себе, это был начальник интендантской службы военного городка. Ребят привезли в Слюдянку, в одну из войсковых частей.
– Затем была учёба в школе водолазов средней тяжести, – вспоминает ветеран. – Из двухсот человек я и трое моих товарищей были отобраны для обучения по специальной программе. Из нас готовили разведчиков-диверсантов, с после¬дующей заброской в тыл к противнику. Среди прочих учебных дисциплин мы изучали немецкий язык, его прусский диалект. Позже мы узнали, что разведывательную работу мы будем вести в Восточной Пруссии под видом лесничих.
Однако планы командования со временем изменились, часть выпускников школы отправили в Москву, а матроса Василия Лекарчука и ещё группу краснофлотцев – в Коломну, на вагоноремонтный завод, перепрофилированный на выпуск оборонной продукции.
– В то время на этом заводе выпускались суда для Днепровской речной флотилии. Это были превосходные бронекатера, вооружённые 270-миллиметровыми орудиями, установленными на двух башнях, как у танка Т-34. В дополнении к ним на турелях были установлены два пулемёта ДШК. На этих бронекатерах нам предстояло воевать с врагом.
Дивизион из двенадцати таких судов прошёл по Волге, а затем по суше был доставлен в устье реки Псёл. Бронекатера встали у берега и ожидали, пока разведка не узнает положение вражеских береговых оборонительных укреплений на реке, практически до города Кременчуга.
В ночь с 28 на 29 августа 1943 года 24-й отряд Днепровской военной флотилии, куда вошёл и тот самый дивизион новых бронекатеров, двинулся на юг. Кременчугский речной порт и мост через Днепр удерживались немцами, перед отрядом была поставлена задача: оказать огневую поддержку нашему наземному наступлению.
– Вражеская береговая артиллерия открыла по нам массированный огонь. Во время боя я находился в рубке возле командира нашего бронекатера лейтенанта Гладких, – рассказывает В.Н. Лекарчук. – Снаряд разорвался прямо перед рубкой, командир был убит, а я сильно контужен и получил осколочное ранение в руку. Так я оказался в госпитале.
После выздоровления краснофлотец Лекарчук не вернулся в отряд, где начался его боевой путь, а попал на Черноморский флот на крейсер «Ворошилов». Этот боевой корабль был самым мощным в мире в классе лёгких крейсеров.
– Таких крейсеров в Военно-морском флоте Советского Союза было шесть: два на Черноморском – «Ворошилов» и «Молотов», два на Балтийском – «Киров» и «Максим Горький», а также два на Тихоокеанском флоте – «Калинин» и «Каганович». В первый раз я увидел «Ворошилова» в порту города Поти в Грузии, куда прибыл после госпиталя, и он сразу произвёл на меня сильное впечатление своими размерами и боевой мощью.
Василий Лекарчук был определён в боевую часть номер два (БЧ-2), или артиллерийскую часть. Крейсер «Ворошилов» принимал участие почти во всех боевых операциях Черноморского флота, поддерживая артиллерийским огнём наступление сухопутных частей Красной армии при освобождении многих важнейших портовых городов – советских и зарубежных.
– В феврале 1944 года «Ворошилов» и ещё три крейсера Черноморского флота – «Молотов», «Красный Крым» и «Красный Кавказ» – были задействованы в десантной операции в румынском порту Констанца.
Десант был высажен успешно, наши корабли практически расстреляли весь боекомплект и взяли курс на базу, вдруг налетели более шестидесяти немецких самолётов. Противник повредил крейсер «Молотов», у которого была полностью оторвана кормовая часть, но он оставался на плаву.
Советские моряки открыли огонь по врагу, но запас снарядов был очень ограничен. Тогда по самолётам ударили из орудий главного калибра! Такого в морской практике ещё не бывало. После нескольких залпов был сбит вражеский самолёт, остальные поспешили убраться восвояси.
– За успешное отражение нападения авиации противника командир нашей орудийной башни был награждён орденом Красной Звезды, а весь расчёт, в том числе и я, получил медали «За боевые заслуги».
Особенно счастливые воспоминания остались в памяти у Василия Николаевича, конечно же, когда до черноморцев дошла весть о Победе.
– В ночь на 9 мая крейсер стоял на якорной стоянке в порту Новороссийска. Вдруг весь рейд озарился светом сигнальных ракет, были слышны крики «Ура!», а когда мы узнали, в чём дело, мы присоединились к ликующей людской массе. Это была великая радость!
Война закончилась. Но флотская служба Василия Николаевича продолжалась. 28 августа 1947 года крейсер «Молотов» посетил руководитель партии и Советского государства И.В. Сталин. Для охраны вождя выделили матросов с нескольких кораблей Черноморского флота, в том числе и крейсера «Ворошилов», одним из них был и Василий Лекарчук.
– Через год я вновь увидел Сталина, но уже в Москве. Я принимал участие в параде спортсменов во время празднования Дня физкультурника. Военно-морской флот представляли 336 воинов-спортсменов, я шёл правофланговым во второй шеренге, поэтому мог хорошо видеть и вождя, и всех членов Политбюро, стоявших вместе с ним на трибуне Мавзолея.
Любовь к службе на флоте В.Н. Лекарчук пронёс через всю жизнь. Уходил в запас с должности заместителя командира дивизиона противолодочных кораблей («больших охотников») в октябре 1959 года по «хрущёвскому сокращению».
Слушая рассказ В.Н. Лекарчука, я подумал, сколько же блестящих военных судеб было загублено в годы правления Никиты Хрущёва, неумного и недальновидного руководителя, и сколько вреда стране принесли его авантюры и волюнтаризм. Вполне вероятно, что боль и обида, оставшиеся от тех лет, сжимают сердце ветерана и сегодня.
Может быть, получая высокую награду Постоянного Президиума Съезда народных депутатов СССР орден Сталина, Василий Николаевич вспоминал его, главу государства и человека, под руководством которого наша Родина выстояла в годы военного лихолетья.
Нынешнее время также требует от нас мужества в отстаивании интересов нашего народа, чтобы сберечь Отечество для потомков. Неслучайно патриотическое движение России вспоминает символику и лозунги военных лет. Может, сейчас актуально как никогда звучит сталинский призыв к нашему народу: «Наше дело правое, победа будет за нами!».



Константин БАНДИН
10 канал 12 авгусьта 2005 г.

1 комментарий:

  1. Прочитал о Василии Николаевиче и хочу добавить что мой дед Мелкумов Ашот Артемович тоже служил на крейсере. мой эл адрес

    nersesian.albert2012@yandex.ru

    ОтветитьУдалить