суббота, 27 марта 2010 г.

Романюта Федор Иванович

В СПИСКАХ ПОГИБШИХ НЕ ЗНАЧИТСЯ
Подъезжая к станице Каневской со стороны Краснодара, можно увидеть необычный памятник – легендарная «тридцать четвёрка» на постаменте, а внизу надпись: «В память о подвиге танкистов освободителей 1941 – 1945 гг.».
Этот монумент, можно считать по праву, воздвигнут в честь таких героев, как наш земляк гвардии лейтенант Фёдор Иванович Романюта, погибший в боях под Ленинградом. В год 60-летия снятия блокады города на Неве это звучит ещё более актуально, когда мы чествуем живых участников битвы за Ленинград и вспоминаем павших воинов.
В феврале 1944 года мать офицера-танкиста Ф.И. Романюты Анастасия Денисовна получила извещение о том, что её сын «пропал без вести». До конца своих дней она обращалась в официальные инстанции, но ответ был стандартным: «...По имеющимся архивным документам гвардии лейтенант Фёдор Иванович Романюта среди погибших и захороненных на территории Батецкого района не значится».

И только 19 августа 2003 года родственникам стало известно, что 5 февраля 1944 года он вместе с другими членами экипажа сгорел в танке во время рейда 7-й гвардейской танковой бригады по тылам противника и похоронен в деревне Лежно Батецкого района Ленинградской области.
Интересный факт, что племянник погибшего героя Николай Григорьевич Кирсак обнаружил сведения о своём дяде в книге Н.С. Семёнова «Это было на рассвете». Там подробно рассказано и о том самом рейде гвардейцев-танкистов, есть там и эпизоды с участием лейтенанта Ф.И. Романюты. Полковник в отставке Семёнов в своей документальной повести старался сохранить подлинные имена и воинские звания героев, а также события военных лет, которые действительно имели место. Проводя своё собственное расследование, Николай Григорьевич обратился в Центральный архив Минобороны РФ
и получил нужную информацию.
К сожалению, у родственников Фёдора Романюты не осталось никаких фотографий, кроме одной детской и ещё небольшого портрета, сделанного во фронтовых условиях. Поэтому они надеются, что, может быть, в Каневской живут люди, которым приходилось с ним общаться.
– Когда погиб Федя, я была ещё ребёнком, – рассказывает сестра героя Мария Ивановна Гончарова. – Мне бы хотелось узнать больше информации о моём брате. Ведь он коренной каневчанин, 1923 года рождения, с первого по четвёртый класс учился в седьмой школе, а потом перешёл в первую, которую успешно закончил. Может быть, найдутся одноклассники или друзья по школе, просто знакомые. Может, у них сохранились и фотографии.
Поэтому, уважаемые каневчане, если кто-то из вас что-нибудь знает о Фёдоре Ивановиче Романюте, сообщайте в редакцию.

 Константин Бандин
По материалам газеты 10 канал, 2004 г. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий