понедельник, 15 марта 2010 г.

Жогов Владилен Иссидорович

Авиатехник с героической судьбой
Советская авиация в годы Великой Отечественной войны доказала всему миру не только своё техническое превосходство, благодаря мужеству и героизму наших лётчиков она была признана непобедимой. Все знают имена наших прославленных асов, завоевавших в годы войны абсолютное господство в воздухе. А вот о тех, кто занимался обеспечением полётов: о техниках, мотористах, оружейниках и других аэродромных специалистах, - сказано мало. А что такое неподготовленная к вылету машина? Все механизмы должны работать как часы, иначе не будет победы в воздушном бою!
Мне довелось познакомиться с интересным человеком - Владиленом Иссидоровичем Жоговым. Необычное имя Владилен, появившееся в годы Советской власти, образовано от фамилии, имени и отчества вождя мирового пролетариата - Владимира Ильича Ленина. В годы минувшей войны В.И. Жогов служил в 94-й отдельной аэродромной технической роте. Призванный в Красную Армию в неполных восемнадцать лет, он смог освоить сложную материальную часть военных самолётов - истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков. В 1943 году, во время боёв за Кубань, он готовил к полётам наших лётчиков, тех, чьи имена внесены золотыми буквами в историю Великой Отечественной войны.
- Технику я любил всегда, -рассказывает Владилен Иссидорович. В 1941 году, когда взрослые ушли на фронт, мы, мальчишки, заменили их на полевых работах. Я закончил курсы трактористов. Жили мы в ту пору в Гражданском районе {ныне Тихорецкий - ред.), работали от зари до зари. В августе 1942 года гитлеровские войска прорвали фронт и двинулись на Кубань. Основная масса советских войск, сосредоточенных на юге страны, сдерживала наступление немцев на сталинградском направлении, сил для обороны Кубани и Кавказа не хватало. Тогда на войну подняли несовершеннолетних пацанов, да стариков, или, как принято у военных, лиц непризывного вораста.
Среди них оказался и Владилен. Нестройная колонна мобилизованных направлялась на юг, когда им сообщили, что немцы отрезали дорогу в районе Псебая, двигаться дальше означало оказаться в плену. Недолго партизанил в Мостовском районе, а зимой вернулся домой.

После освобождения родного района от оккупантов В.И. Жогов оказался в составе одной из стрелковых частей 58-й армии. Сначала он вместе с одногодками непосредственно в боях не участвовал, ребята доставляли боеприпасы на передний край. Таскали на себе ящики с патронами, гранатами и снарядами. Доставляли под ураганным огнём и бомбёжками. Иногда приходилось пробираться сквозь плавни по грудь в ледяной воде. Поэтому в апреле 1943 года юношу увезли с воспалением лёгких в госпиталь, который размещался в станице Брюховецкой. - После выздоровления недолго находился в 356-м запасном стрелковом полку,- вспоминает ветеран. - Позже узнали, что я по специальности тракторист, и направили на строительство аэродрома возле станицы Крымской, а затем пришлось осваивать и материальную часть самолётов. Это было непросто, но интересно! ( В короткий срок он стал хорошим мотористом, а затем вырос до техника-механика. Участвовал в боях на «Голубой линии». На косе Чушка, возле Керченского пролива, ему довелось увидеть легендарного маршала Климента Ефремовича Ворошилова. Позже их часть перебросили в Брянск, где готовилось крупномасштабное наступление (операция «Багратион»), целью которого было освобождение советской Белоруссии.

- Двигаясь по многострадальной белорусской земле, мы своими глазами видели последствия фашистской оккупации. Сожжённые сёла, от них остались только печи да колодцы, набитые трупами, среди которых было немало детей... Вспоминать страшно... Сердце переполняла ненависть к врагу, хотелось мстить фашистам за те беды, которые они принесли на нашу землю! Потом были бои в Польше и в Германии и, наконец, штурм и взятие Берлина. Наш земляк награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над фашистской Германией « ним добавились орден Трудового Красного Знамени и медали за доблестный труд.
- Я был на развалинах рейхстага, узнал, что недалеко от меня воевал и мой отец -Иссидор Фёдорович Жогов. Он участник не только Великой Отечественной, но и Гражданской войны, У меня до сих пор хранится фотокарточка, где отец с другими офицерами возле этого разорённого фашистского логова. Годы идут, но даже время не в силах стереть из памяти военное лихолетье. По словам ветерана, молодёжи надо бережно относиться к миру, который достался нам такой до¬рогой ценой.



Борис Константинов 10 канал 28 апреля 2006 г.-

Комментариев нет:

Отправить комментарий