вторник, 16 февраля 2010 г.

Гармаш Иван Константинович

ВО ВРЕМЕНА Гражданской войны на вооружении частей красной кавалерии стояли тачанки. Когда-то это была грозная сила. Запряжённые четвёркой лошадей, они стремительно врывались в боевые порядки противника, поливая свинцовым дождём из пулемётов, совершали дерзкие рейды по вражеским тылам, наводя панику и ужас, обращали в бегство целые воинские части. Но мало кто знает, что воевали тачанки и на фронтах Великой Отечественной, правда, в ограниченных количествах, так как на полях сражений абсолютное господство захватили грозные боевые, машины, одетые в броню: танки, самоходные орудия и бронетранспортёры. Однако из-за больших потерь в бронетехнике, особенно в начальный период Великой Отечественной войны, Красная армия применяла против врага старый испытанный род войск - кавалерию. Пригодился опыт использования подвижных пулемётных расчётов, посаженных на повозку на конной тяге.
Каневчанин Иван Константинович Гармаш (на фото слева)
в годы Великой Отечественной войны был командиром такого расчёта, воевал в составе легендарного 4-го гвардейского Кубанского кавалерийского корпуса.
 Родом он из Брюховецкой, на нойну ушёл семнадцатилетним.
- Накануне фашистской оккупации нашей родной станицы и августе 1942 года моими земляками был организован партизанский отряд «Шустрый», - вспоминает ветеран. -Партизаны уходили в леса Горячеключевского и Туапсинского районов, где предполагалось вести боевую деятельность. В отряд меня взял мой тесть Дмитрий Куприянович Копцев, который был среди активных его участников.
Свой первый бой брюховчане провели с регулярными частями германской армии в ле-
сах в районе Туапсе, куда рвался враг.
- Немцы пробирались через лес, их было до полусотни -авангард или разведка, - рассказывает Иван Константинович. - Мы их заметили раньше, чем они нас, залегли за деревьями, а когда фашисты приблизились, то мы открыли огонь из автоматов. Нашим командиром был председатель колхоза «Заветы Ильича» Буренков. Мы вынудили противника отступить. Потерь у нас не было. А в нескольких километрах от нас раздавались звуки перестрелки - это вели бой кадровые части Красной армии.
Особого страха юноша не испытывал, ведь по молодости ещё не осознаёшь до конца степень опасности, которую несёт реальная боевая обстановка. До февраля 1943 года партизанил Иван Гармаш, а после освобождения родной станицы вернулся домой, чтобы подлечиться. Холодная зима в лесах и суровый партизанский быт не могли не сказаться на здоровье.
После выздоровления юношу вызвали в брюховецкий райвоенкомат. Он был призван в Красную армию и направлен в Ставрополь, где закончил учебное подразделение младшего командного состава 10-го запасного кавалерийского полка. Молодым сержантом его зачислили в состав одного из подразделений 4-го гвардейского Кубанского кавкорпуса командиром пулемётного расчёта.
- В моём расчёте на тачанке кроме меня были ещё три бойца: ездовой, первый и второй номера на пулемёте ДШК. Принял его я в 1944 году на советско-румынской границе и прошёл с ним до Праги.
С боями шли наши кавалеристы через Румынию, Чехословакию, Венгрию, а последнюю свою битву вели за чешскую столицу, где засели головорезы из СС и предатели из армии Власова. Несколько раз смерть проходила совсем рядом: и когда налетели на фашистский дот, и когда снарядом была убита лошадь и ранен ездовой. Командир расчёта нашёл лошадь у местного фермера, в конюшне из ясель внезапно выскочил немец и навёл автомат на юношу скажем прямо, героические эпизоды.
О боевой биографии Ивана Константиновича можно написать целую книгу, но самое главное, что, пройдя через все испытания войной, старшина Гармаш только раз попал в медсанбат. Он лечился от воспаления лёгких после того, как тачанка вместе с расчётом оказалась в ледяной воде, когда вражеская бомба попала на понтонную переправу. Один раз получил контузию - снаряд разорвался в непосредственной близости от пулемёта, из которого строчил командир расчёта. Кровь шла из носа и ушей, но Иван Гармаш остался в строю и выполнил поставленную боевую задачу.
В последнее время делаются попытки переписать историю Второй мировой войны, в том числе и 4-го гвардейского Кубанского кавалерийского корпуса.
Спрашиваю Ивана Константиновича о тех, кто вместе с ним воевал в этом прославленном корпусе.
- Люди разных национальностей, весь Советский Союз! - отвечает ветеран. - Это была одна из лучших кавалерийских частей Красной армии, вместе мы и одолели врага.
Константин БАНДИН. Пулемет его тачанки был грозою для врагов!
10-й канал № 29 . 15 июля 2005 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий