вторник, 16 февраля 2010 г.

Черненко Иван Петрович

Сорок второй. Июль. Оборонительные сражения на Северном Кавказе. Самый тяжелый период войны. Срыв операций «Тайфун» и «Барбаросс» показал фашистам, что война будет затяжной.
В разгоряченном июльском саду, в танковых окопах, ждали приказа о наступлении. Уже месяц длилась эта нестерпимая неизвестность. Танкисты успели понравиться жителям станицы Староминской, особенно мальчишкам. Командир  веселый и отважный для Ивана стал желаемым героем. Вскоре пришел приказ об отступлении. Немецкие войска наступали с: Ростова в направлении города Краснодара. Ивану Черненко было шестнадцать, когда он вместе с друзьями-станичниками Костей Серяченко и Димой Затаринным ушел с танкистами, оставив дома мать и сестру. В августе под Армавиром танковые соединения были разбиты. Оставшиеся в живых голодные ребята

 присоединились к пехоте и оказались под городом Туапсе. Там их, как очень молодых, определили в разведку, которую И. В. Сталин назвал глазами и ушами армии.
Сорок третий. Основные силы гитлеровцы сосредотачивают на южном плацдарме. Создают мощный оборонительный рубеж от Черного до Азовского моря, дабы не подвергать немецкие войска угрозе. 17 апреля начата операция «Нептун». План немцев - сбросить советские войска в море. С моря же готовится операция «Бокс». Задача фашистских захватчиков - перерезать морские пути и уничтожить советские войска после того, как они будут сброшены в море.
В мае на Кубани идут ожесточенные бои, немцы защищаются всеми возможными способами. Советские войска пытаются отбить станицу Крымскую...
Непрерывный грохот артиллерийских орудий, свист пуль, взрыхленная снарядами и саперными и лопатами солдат земля... Здесь, накануне своего первого боя, Иван Черненко принял присягу на верность Родине. Отважное сердце юного артиллериста-разведчика было переполнено чувством патриотизма, верности, бесстрашия и нетерпения...
К двадцатому мая немцы, наконец, были выбиты из Крымской. За станицей образовалась «Голубая линия», которую немецкие солдаты усиленно укрепили четырьмя траншеями обороны. Особо сильный огонь немецкой артиллерии велся из села Молдованского, что за Крымской. Был получен приказ установить точные координаты вражеской батареи для последующего ее уничтожения... Первый бой - своего рода крещение. Страха, как такового, нет, он перебарывается сильной возбужденностью и напряженностью. Первый бой -это направление, в котором пройдет солдат всю войну. Иван себе выбрал опасный путь разведчика.
Ночью линию фронта немцы постоянно освещали «фонарями» - осветительными ракетами, поэтому переход ее был сложным. Восемнадцать разведчиков повел ночью через линию фронта начальник разведки дивизиона 377 полка резерва главного командования Юрий Николаевич Ярошенко. Вдоль ручейка «на пупе» фронтовая линия была пересечена. Разведчикам вновь улыбнулась удача: сразу же был захвачен немецкий солдат, который рассказал о местоположении штаба.
День Иван с товарищами скрывались в зарослях, а ночью бесшумно сняли часового, захватив штаб без единого выстрела. В плен были взяты начальник штаба немецкой батареи, писарь, а также сейф с ценными документами И картами. Бесшумная разведка была проведена отлично, а карты и документы оказали неоценимую помощь советской армии. На второй день немецкая батарея была уничтожена. За успешное проведение операции все разведчики получили ордена Красной Звезды - Иван Черненко, Константин Серяченко, Вадим Банадысенко из Краснодара, Иван Стунба из Белоруссии. А капитан Ю. Н. Ярошеико был повышен в звании и награжден орденом Боевого Красного Знамени.
В июле сорок третьего часть, в которой находился Иван, перебросили через горы в Геленджик. По сосредоточению войск на побережье Черного моря чувствоваласьподготовка штурма Hовороссийска. В начале августа взвод разведки получил боевое задание - высадиться десантом на плацдарм Малой земли, уже отвоеванной нашими десантниками, отрядом особого назначения майора Ц.Л.Кунникова.
Роль Малой земли в освобожденин Hoвороссийска и всего Таманского noлуострова была значительна. Ведь удар по городу планировалось нанести с трех сторон - с правой и левого берегов Цемесскор бухты, то есть с Малой земли, со стороны цементных  заводов и с моря крупым десантом. Разгаданный  противником план, как известно, заранее на половину обречен. Поэтому первой задачей стало строжайшее соблюдение тайны. О готовящейся операции знал ограниченный круг людям Началась тщательная разведка. Взводом разведки руководил старший лейтенант Николай Матякин родом из Брюховецкой.
Разведчиков, в том числе Ивана, обеспечили картами, биноклями, стереотрубами с целью обнаружения огневых точек противника и несения их на карты. Координаты точек нужно было передавать нашим  артиллерийским  батареям  и в летные части, чтобы при артподготовке и штурме Новороссийска эти цели накрывать огнем.
Шесть дней и ночей шли бои в Новороссийске. A с 16 сентября Москва салютовала доблестным войскам Северо-Кавказского фронта и Черноморского флота. Новороссийск был освобожден.
 Великое противостояние кончилось. Гитлеровцы занимали большой, город, превращенный в неприступную крепость, а наши войска их выбили за шесть дней. Битва за Новороссийск вошла в историю минувшей войны как один из примеров несгибаемой воли русских людей к победе, ратной доблести и беспредельной преданности отчизне.
Митинг для населения не проводили: населения не, было. Когда войска проходили по улицам Новороссийска, то и улиц не было. Весь город - одни развалины, пепелища...
Успешный штурм открыл возможность наступления по всему плацдарму. Через Волчьи ворота войска двинулись на Темрюк. и закончили освобождение Кубани от фашистских захватчиков 9 октября 1943 года на косе Чушка.
Зто одна страница Великсй Отечественной войны. Всего одна страница, но незабываемая. Мальчишка Иван, перелистнув ее, стал доблестным семнадцатилетним сержантом Иваном Петровичем Черненко. Ero отваге и храбрости, бесстрашию и патриотизму мог позавидовать любой.
Сейчас Иван Петрович на пенсии. Похоже, российское правительство мало ознакомлено со славными главами Великой Отечественной войны, потому что ветеранам Великой Отечественной приходится очень и очень туго. Но Ивана Петровича больше волнует другой вопрос: «Для того ли мы защищали Родину, чтобы она наших внуков посылала в Чечню на пушечное мясо?»

Е. СЕРОВА.Каневские зори . 6 мая 2000 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий